Новости Томской епархии

В Богородице-Алексиевском монастыре отметили престольный праздник южного придела Казанского храма

В Богородице-Алексиевском монастыре отметили престольный праздник южного придела Казанского храма

Наместнику сослужило духовенство монастыря.

За богослужением пел братский хор под управлением регента Игоря Гончарова.

По окончании Литургии игумен Кирилл произнес проповедь, в которой затронул тему одиночества, отметив, что истинный христианин не может быть одиноким даже в том случае, если он живет один:

Если человек имеет Бога, он никогда не скажет, что он одинок, что он ощущает какое-то одиночество. Разве можно было сказать, что преподобный Антоний Великий или другие отцы преподобные, которые уходили в пустыни, разве можно сказать, что они были несчастными людьми, что они ощущали себя одинокими?.. Нет! Тот, кто живет с Богом, тот, кто чувствует, что Господь всегда находится рядом и присутствует в его жизни, покровительствует ему, Который промышляет о его жизни – этот человек себя одиноким никогда ощущать не будет!

В своем пастырском слове игумен Кирилл напомнил собравшимся основные вехи жития преподобного Алексия, человека Божия, обратив их внимание на высоту подвига святого, на его величайшее смирение.

Проповедник затронул тему тщеславия, от которого бежал святой Алексий, но которым заражен современный человек, часто пытающийся оправдать себя даже на Исповеди, где он должен сам себя осуждать.

В завершение проповеди игумен Кирилл призвал паству всегда избирать смирение, беря пример со святого Алексия, человека Божия:

Это пример не только для монаха, это пример для каждого из нас, – резюмировал наместник монастыря.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ

Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды – и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого «защитник»).

Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его.

Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились и, хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в г. Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий написал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395–423), а также папа римский Иннокентий I (402–417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В 1216 году были обретены мощи святого. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси.

Теги:
Официальный сайт Томской Епархии


Все новости раздела


Новости по теме

Другие новости раздела

Всенощное бдение накануне дня памяти святителя Спиридона Тримифунтского совершено в Богоявленском кафедральном соборе
25.12.2025
8
Новости епархии

Всенощное бдение накануне дня памяти святителя Спиридона Тримифунтского совершено в Богоявленском кафедральном соборе

24 декабря, накануне дня памяти святителя Спиридона Тримифунтского, митрополит Томский и Асиновский Ростислав возглавил Всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска.

Православный взгляд: символы Нового года
24.12.2025
14
Новости епархии

Православный взгляд: символы Нового года

Новый выпуск передачи «Православный взгляд» посвящен теме празднования Нового года согласно церковной традиции.

Популярные новости

В подшефной школе Знаменского прихода состоялся круглый стол в рамках Макариевских чтений
31.10.2025
354
Новости прихода

В подшефной школе Знаменского прихода состоялся круглый стол в рамках Макариевских чтений

29 октября на базе МАОУ СОШ №2 г. Томска прошло значимое событие в сфере образования и духовно-нравственного воспитания — круглый стол на тему «Формирование духовно-нравственных смыслов в общеобразовательной организации».

Представители Знаменского храма приняли участие в XII Общецерковном съезде по социальному служению
17.11.2025
323
Новости прихода

Представители Знаменского храма приняли участие в XII Общецерковном съезде по социальному служению

С 8 по 11 ноября в Москве прошел XII Общецерковный съезд по социальному служению, объединивший более 1500 участников из 222 епархий.