Новости прихода

Прощёное воскресенье

Прощёное воскресенье

Про­щё­ное воскресе́нье – послед­нее вос­кре­се­нье нака­нуне Вели­кого поста имеет три назва­ния: Неделя сыро­пуст­ная, Ада­мово изгна­ние и Про­ще­ное вос­кре­се­нье. Первые два назва­ния встре­ча­ются в бого­слу­жеб­ных книгах (Триоди и Типи­коне), тогда как име­но­ва­ние «Про­ще­ное вос­кре­се­нье» — исклю­чи­тельно оби­ход­ное и упо­треб­ля­ется только в пра­во­слав­ном быту.

Неде­лей сыро­пуст­ной этот день назы­ва­ется потому, что совер­ша­ется заго­ве­ние на сырную и молоч­ную пищу. Наиме­но­ва­ние «изгна­ние Ада­мово» свя­зано с тем, что само бого­слу­же­ние (почти все пес­но­пе­ния Триоди) посвя­щено вос­по­ми­на­нию созда­ния чело­века, его паде­ния и изгна­ния из рая. Нако­нец, назва­ние «Про­ще­ное вос­кре­се­нье» обу­слов­лено совер­ше­нием вече­ром в этот день Чина про­ще­ния.

Гре­хо­па­де­ние Адама и изгна­ние из рая — основ­ная тема все­нощ­ного бдения. Акту­аль­ность этого вос­по­ми­на­ния нака­нуне вступ­ле­ния в Вели­кий пост заклю­ча­ется в сле­ду­ю­щем: первая запо­ведь, данная чело­веку, была запо­ве­дью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запре­ща­лось есть плоды всего лишь одного кон­крет­ного дерева. Адам нару­шил эту запо­ведь и лишился тех благ, кото­рые имел при сотво­ре­нии. «А поскольку из-за того, что Адам еди­но­жды не постился, дове­лось и нам много постра­дать, пред­ла­га­ется ныне, при вступ­ле­нии в Святую Четы­ре­де­сят­ницу, вос­по­ми­на­ние сего собы­тия, дабы мы, памя­туя, какое вели­кое зло вне­сено в мир непо­ще­нием, поспе­шили радостно воз­ло­жить на себя пост и блюсти его» (синак­сарь в неделю сыро­пуст­ную). В сти­хи­рах и тро­па­рях канона часто речь идет от 1‑го лица, чем выра­жа­ется идея, что мы своими гре­хами повто­ряем пре­ступ­ле­ние своего пра­отца и подобно ему лиша­емся рая (бла­го­дати Божьей, данной в кре­ще­нии). Также мы сокру­ша­емся о том, что по при­чине греха Адама все чело­ве­че­ство утра­тило бес­смер­тие и пер­во­здан­ное совер­шен­ство.

Вступ­ле­ние в Вели­кий пост — вторая тема бого­слу­же­ния, кото­рая в полной мере звучит в конце все­нощ­ного бдения в сти­хи­рах на «Хва­лите…» (2–4‑я сти­хиры Триоди), а также в апо­столь­ском и еван­гель­ском чтении на литур­гии. В 3‑й хва­лит­ной сти­хире отра­жена связь между вос­по­ми­на­нием изгна­ния Адама и нача­лом поста: «Адам из рая отго­нится, пищи при­ча­сти­вся, яко пре­слуш­ник: Моисей Бого­ви­дец бысть, постом очи душев­ныя очи­стив. Темже рая жите­лие быти воз­же­левше, изме­нимся от непо­лез­ныя пищи, и Бога зрети жела­юще, Мои­сей­скую чет­ве­рицу деся­тиц постимся, молит­вою и моле­нием чисто тер­пяще: утолим душев­ныя стра­сти, отже­нем плот­ския сласти, легцы к гор­нему шествию прейдем…». В заклю­чи­тель­ной сти­хире ука­зана конеч­ная цель поста — «Гос­поди, тем спо­доби и нас покло­ни­тися Твоим страс­тем, и свя­тому Вос­кре­се­нью».

Тема про­ще­ния ближ­них звучит лишь в началь­ной фразе еван­гель­ского чтения: «Если вы будете про­щать людям согре­ше­ния их, то про­стит и вам Отец ваш Небес­ный, а если не будете про­щать людям согре­ше­ния их, то и Отец ваш не про­стит вам согре­ше­ний ваших» (Мф.6:14–15).

Про­ще­ное вос­кре­се­нье и Чин про­ще­ния

Как уже было отме­чено, назва­ние «Про­ще­ное вос­кре­се­нье» исполь­зу­ется в оби­ходе и свя­зано с тем, что в этот день на вечер­ней службе совер­ша­ется Чин про­ще­ния, на кото­ром насто­я­тель храма по окон­ча­нии вечерни с земным покло­ном испра­ши­вает про­ще­ния у своего клира и при­хо­жан, и те отве­чают ему также земным покло­ном. После чего все, по одному, под­хо­дят к насто­я­телю и испра­ши­вают у него про­ще­ния.

При этом иереи лобы­за­ются с ним по иерей­скому чину, целуя друг друга в руки, а диа­коны, цер­ков­но­слу­жи­тели и при­хо­жане делают пояс­ной поклон и при­ни­мают бла­го­сло­ве­ние. Также и все при­хо­жане просят друг у друга про­ще­ния.



Все новости раздела


Другие новости раздела

Пасха Христова
06.05.2024
130

Пасха Христова

Духовенство и прихожане Знаменского храма соборно встретили праздник Святой Пасхи. Праздник Воскресения Христова  называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства.

Какой смысл в освящении куличей, пасок и другой еды?
04.05.2024
188

Какой смысл в освящении куличей, пасок и другой еды?

4 мая в Знаменском храме по завершении Божественной литургии Василия Великого было совершено первое освящение куличей, пасок и прочей пасхальной снеди.   Это освящение знаменует завершение Великого поста, когда мы воздерживались от скоромной

Популярные новости

Освящение колива
25.03.2024
578
Новости прихода

Освящение колива

В пятницу первой седмицы Великого поста, в Знаменском храме по заамвонной молитве был совершен молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива для вкушения постящимся. И хотя пост - это, в первую очередь, перемена ума, он накладывает ...

Подарок для фронта
18.04.2024
557
Новости прихода

Подарок для фронта

15 апреля в понедельник пятой седмицы Великого поста Знаменский приход отправил нашим славным бойцам на передовую щедрый подарок. Причем такой, который сможет добраться и своим ходом. Волонтёр нашего храма Ирина на свои собственные средства ...