Новости прихода
Всенощное бдение на кануне праздника Святой Троицы
Духовенство Знаменского храма молитвенно совершили всенощное бдение в канун праздника Святой Троицы.
Празднование Троицы сопровождается одной из самых красивых и запоминающихся церковных служб всего православного годового цикла.
Служба Пятидесятницы в тропарях, стихирах и канонах, ветхозаветных и евангельских чтениях раскрывает сущность учения о Святой Троице и о Святом Духе. Пятидесятница, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный и конечный». Он есть завершение всех великих праздников от Благовещения Пресвятой Богородицы до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть окончание крестного, пути, пройденного Богочеловеком Христом ради спасения мира, день создания Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
На ВЕЧЕРНЕ мы встретимся с двумя песнопениями, которые, с одной стороны, хорошо нам известны и любимы нами, а с другой — мы не слышали их в храме со Страстной седмицы. Это «Видехом свет истинный…» и «Царю Небесный…». Весь период от Пасхи до Пятидесятницы мы празднуем Воскресение Сына Божиего, но явления Святого Духа еще только ждем — вот почему его прославление на время уходит из богослужения. В канун Троицы «Видехом свет истинный…» поется на «Господи, воззвах…» четвертой стихирой, а «Царю Небесный…» — при пении стихир на стиховне. «Царю Небесный…» обычно поется всем храмом. Вообще, стихира «Царю Небесный…» в день Пятидесятницы является как бы именинницей, потому на всенощном бдении праздника она поется несколько раз (еще перед каноном и перед славословием). На вечерне читаются паремии — из Книги Чисел (11, 16–17, 24–29) — сошествие Святого Духа на вождей и начальников иудейского народа: И сошел Господь в облаке, и говорил с ним (с Моисеем.— Ред.), и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам; из Книги пророка Иоиля (2, 28) — излию от Духа Моего на всякую плоть; из Книги пророка Иезекииля (36, 24–28) — о том, что будет совершено обновление человека, Господь даст людям новое сердце и новый дух: и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.
На УТРЕНЕ праздника поется ВЕЛИЧАНИЕ: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». В этом тексте упоминаются все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. При этом обращаемся мы к Богу Сыну, чем подчеркивается Его участие в посланничестве Святого Духа людям. Вообще, текст величания своим источником имеет евангельское изречение: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15, 26).
КАНОН службы Пятидесятницы отличается особой таинственностью. Переводчики ее на церковнославянский язык старались максимально точно передать все поэтические образы, слово в слово повторяя греческий текст (этого требовали византийские церковные законы).
Например, в третьей песне канона звучит следующий тропарь:
Божественнаго духа нашедшая сила, раздельшийся древле глас, зле согласившихся, во едино приличие божественне совокупи, ведением Троицы вразумляющи верныя, в Нейже утвердихомся.
О каком «разделившемся в древности гласе» упоминает святой автор канона Косма Маюмский? Пожалуй, здесь наиболее ярко видятся два образа. Первый — отпадение израильтян от Моисея в сам праздник, когда пророк спустился с Синая: они сделали себе золотого идола, «зле согласившись» отвергнуть Бога. Второй — «разделение», отпадение от Бога в синедрионе иудеев, современников Христа, «зле согласившихся» предать смерти Сына Божьего. Дух же Святой «божественной силой соединил во едино верных, вразумляя их познанием Троицы».
Догмат о нисхождении Святого Духа от Бога Отца отчетливо рассматривается в пятой песне канона. Нужно сказать, что преподобный Косма Маюмский жил в VIII веке, до разделения Церквей на Восточную и Западную, и его слова отражают более древнее церковное учение, от которого впоследствии откололись католики. (Они утверждают, что Святой Дух исходит от Отца и Сына).
Нашедшая сила днесь сия, Дух Благий, Дух премудрости Божия, Дух от Отца исходяй, и Сыном верным нам явлейся подавателен, в нихже вселяется естеством святыни, в нейже зрится.
В этом тропаре Святой Дух ясно назван «исходящим от Отца» и «подающимся от Сына». Указана и цель Божественного промысла, — чтобы «вселиться естеством святыни в сердца верных и быть видимым, познаваемым, ими».
Но может ли непросвещенное покаянием сердце увидеть действие Духа Святого? Вот что говорится об этом в седьмой песне:
Ветующим божественная величия апостолам, Духа действо непщевашеся пианство неверствующим, Имже Троица познавается, Един Бог отец наших.
Когда апостолы проповедовали божественные совершенства, для неверующих действие Святого Духа казалось пьянством, но через Него — Духа Святого — Троица познается, Единый Бог отцов наших.
Церковное учение о Святом Духе превосходно раскрывается в СТИХИРАХ праздника Пятидесятницы (Святой Троицы).
В день Пятидесятницы, — когда Святой Дух сошел на Апостолов, — становится очевидным, что не изолированная «вера в душе», а церковное собрание верующих в храме приближает к нам освящающее действие свыше. Ведь Господь просветил учеников Огнем благодати не поодиночке, а собранных вместе.
Испокон веков люди стремились горе, к Богу. В одной из стихир вечерней службы вспоминается об одном важном событии Ветхого Завета.
Языцы (народы) иногда размесишася (рассеялись), дерзости ради столпотворения: языцы же ныне умудришася, славы ради Боговедения. Тамо осуди нечестивыя погрешением: зде просветил есть Христос рыбари Духом. Тогда упразднися безгласие к мучению: ныне обновляется согласие ко спасению душ наших.
Излюбленный прием церковных авторов — противопоставление — на этот раз касается двух событий: истории Вавилонской башни (Быт.11, 1-9) и новозаветной Пятидесятницы. В древнем Вавилоне народы были рассеяны из-за дерзкого плана построить башню до небес. Они были осуждены за гордость, и весь их план «упразднился», ведь невозможность понимать друг друга (они стали говорить на разных языках) была «мучением» в деле. Совсем иначе решается вопрос духовного восхождения человека в Церкви. Сам Дух Святой — «Царю Небесный» — сошел на землю, умудряя, просвещая и даруя «согласие» — единение в Боге как условие «спасения душ наших».
Сила Святого Духа, Его Божественное величие, равное Отцу и Сыну, описывается в одном из седальнов (стихир после кафизмы) в образе «огненной реки».
Духа источник пришед на землю, во огненныя реки разделяяся мысленно, Апостолы орошаше просвещая: и бысть им облак орошаяй огнь, просвещаяй тех, и одождяяй пламень, имиже (через которых, т.е. Апостолов) мы прияхом благодать, огнем же и водою. Свет прииде Утешителя, и мир просвети.
Две, казалось бы, противоположные стихии — огонь и вода — в священнодействии бывают тесно связаны друг с другом. Например, при Великом освящение воды в праздник Богоявления, положено всем «братиям» стоять с зажженными свечами. Да и само Таинство крещения, пожалуй, немыслимо без возжжения свеч. Поэтому и говорится в стихире: «…Мы приняли благодать огнем же и водою».
После полиелея (выхода священства в центр храма для пения величания празднику) читается стихира, в которой вспоминается особое, чудесное действие Святого Духа на Апостолов.
По востании Христе, еже от гроба, … славу Твою низпослал еси Щедре, Духа праваго обновивый учеником. Темже яко гусль мусикийская (музыкальный инструмент), всем уяснися (стала очевидной) божественным бряцалом (звучанием) тайно Спасе глашения (непостижимым говорением на иных языках)…
Способность Апостолов говорить на разных языках (понятных для окрестных народов) сравнивается с благозвучием музыки гуслей. Ведь наряду со всемогуществом, «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8) и гармония, подобная благозвучию музыки.
В конце Утрени, в стихирах «на хвалитех», догматическое учение о Святом Духе приобретает законченные формы.
Дух Святый бе убо присно (всегда был), и есть, и будет: ниже начинаемь (не имеющий начала), ниже престаяй (вечный), но присно Отцу и Сыну счинен (одного чина) и счисляемь (в числе Святой Троицы): Живот и животворяй: Свет и света Податель, самоблагий (в себе имеющий благость)… И в другой стихире, — …Дух разума, …очищаяй прегрешения,… Бог и боготворяй (человека), … Огнь от Огня происходяй, … глаголяй (говорящий устами святых), деяй (действующий), разделяяй дарования…
Фотогалерея
Все новости раздела
Духовенство Знаменского храма молитвенно совершили всенощное бдение в канун праздника Святой Троицы.
Празднование Троицы сопровождается одной из самых красивых и запоминающихся церковных служб всего православного годового цикла.
Служба Пятидесятницы в тропарях, стихирах и канонах, ветхозаветных и евангельских чтениях раскрывает сущность учения о Святой Троице и о Святом Духе. Пятидесятница, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный и конечный». Он есть завершение всех великих праздников от Благовещения Пресвятой Богородицы до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть окончание крестного, пути, пройденного Богочеловеком Христом ради спасения мира, день создания Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
На ВЕЧЕРНЕ мы встретимся с двумя песнопениями, которые, с одной стороны, хорошо нам известны и любимы нами, а с другой — мы не слышали их в храме со Страстной седмицы. Это «Видехом свет истинный…» и «Царю Небесный…». Весь период от Пасхи до Пятидесятницы мы празднуем Воскресение Сына Божиего, но явления Святого Духа еще только ждем — вот почему его прославление на время уходит из богослужения. В канун Троицы «Видехом свет истинный…» поется на «Господи, воззвах…» четвертой стихирой, а «Царю Небесный…» — при пении стихир на стиховне. «Царю Небесный…» обычно поется всем храмом. Вообще, стихира «Царю Небесный…» в день Пятидесятницы является как бы именинницей, потому на всенощном бдении праздника она поется несколько раз (еще перед каноном и перед славословием). На вечерне читаются паремии — из Книги Чисел (11, 16–17, 24–29) — сошествие Святого Духа на вождей и начальников иудейского народа: И сошел Господь в облаке, и говорил с ним (с Моисеем.— Ред.), и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам; из Книги пророка Иоиля (2, 28) — излию от Духа Моего на всякую плоть; из Книги пророка Иезекииля (36, 24–28) — о том, что будет совершено обновление человека, Господь даст людям новое сердце и новый дух: и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.
На УТРЕНЕ праздника поется ВЕЛИЧАНИЕ: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». В этом тексте упоминаются все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. При этом обращаемся мы к Богу Сыну, чем подчеркивается Его участие в посланничестве Святого Духа людям. Вообще, текст величания своим источником имеет евангельское изречение: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин 15, 26).
КАНОН службы Пятидесятницы отличается особой таинственностью. Переводчики ее на церковнославянский язык старались максимально точно передать все поэтические образы, слово в слово повторяя греческий текст (этого требовали византийские церковные законы).
Например, в третьей песне канона звучит следующий тропарь:
Божественнаго духа нашедшая сила, раздельшийся древле глас, зле согласившихся, во едино приличие божественне совокупи, ведением Троицы вразумляющи верныя, в Нейже утвердихомся.
О каком «разделившемся в древности гласе» упоминает святой автор канона Косма Маюмский? Пожалуй, здесь наиболее ярко видятся два образа. Первый — отпадение израильтян от Моисея в сам праздник, когда пророк спустился с Синая: они сделали себе золотого идола, «зле согласившись» отвергнуть Бога. Второй — «разделение», отпадение от Бога в синедрионе иудеев, современников Христа, «зле согласившихся» предать смерти Сына Божьего. Дух же Святой «божественной силой соединил во едино верных, вразумляя их познанием Троицы».
Догмат о нисхождении Святого Духа от Бога Отца отчетливо рассматривается в пятой песне канона. Нужно сказать, что преподобный Косма Маюмский жил в VIII веке, до разделения Церквей на Восточную и Западную, и его слова отражают более древнее церковное учение, от которого впоследствии откололись католики. (Они утверждают, что Святой Дух исходит от Отца и Сына).
Нашедшая сила днесь сия, Дух Благий, Дух премудрости Божия, Дух от Отца исходяй, и Сыном верным нам явлейся подавателен, в нихже вселяется естеством святыни, в нейже зрится.
В этом тропаре Святой Дух ясно назван «исходящим от Отца» и «подающимся от Сына». Указана и цель Божественного промысла, — чтобы «вселиться естеством святыни в сердца верных и быть видимым, познаваемым, ими».
Но может ли непросвещенное покаянием сердце увидеть действие Духа Святого? Вот что говорится об этом в седьмой песне:
Ветующим божественная величия апостолам, Духа действо непщевашеся пианство неверствующим, Имже Троица познавается, Един Бог отец наших.
Когда апостолы проповедовали божественные совершенства, для неверующих действие Святого Духа казалось пьянством, но через Него — Духа Святого — Троица познается, Единый Бог отцов наших.
Церковное учение о Святом Духе превосходно раскрывается в СТИХИРАХ праздника Пятидесятницы (Святой Троицы).
В день Пятидесятницы, — когда Святой Дух сошел на Апостолов, — становится очевидным, что не изолированная «вера в душе», а церковное собрание верующих в храме приближает к нам освящающее действие свыше. Ведь Господь просветил учеников Огнем благодати не поодиночке, а собранных вместе.
Испокон веков люди стремились горе, к Богу. В одной из стихир вечерней службы вспоминается об одном важном событии Ветхого Завета.
Языцы (народы) иногда размесишася (рассеялись), дерзости ради столпотворения: языцы же ныне умудришася, славы ради Боговедения. Тамо осуди нечестивыя погрешением: зде просветил есть Христос рыбари Духом. Тогда упразднися безгласие к мучению: ныне обновляется согласие ко спасению душ наших.
Излюбленный прием церковных авторов — противопоставление — на этот раз касается двух событий: истории Вавилонской башни (Быт.11, 1-9) и новозаветной Пятидесятницы. В древнем Вавилоне народы были рассеяны из-за дерзкого плана построить башню до небес. Они были осуждены за гордость, и весь их план «упразднился», ведь невозможность понимать друг друга (они стали говорить на разных языках) была «мучением» в деле. Совсем иначе решается вопрос духовного восхождения человека в Церкви. Сам Дух Святой — «Царю Небесный» — сошел на землю, умудряя, просвещая и даруя «согласие» — единение в Боге как условие «спасения душ наших».
Сила Святого Духа, Его Божественное величие, равное Отцу и Сыну, описывается в одном из седальнов (стихир после кафизмы) в образе «огненной реки».
Духа источник пришед на землю, во огненныя реки разделяяся мысленно, Апостолы орошаше просвещая: и бысть им облак орошаяй огнь, просвещаяй тех, и одождяяй пламень, имиже (через которых, т.е. Апостолов) мы прияхом благодать, огнем же и водою. Свет прииде Утешителя, и мир просвети.
Две, казалось бы, противоположные стихии — огонь и вода — в священнодействии бывают тесно связаны друг с другом. Например, при Великом освящение воды в праздник Богоявления, положено всем «братиям» стоять с зажженными свечами. Да и само Таинство крещения, пожалуй, немыслимо без возжжения свеч. Поэтому и говорится в стихире: «…Мы приняли благодать огнем же и водою».
После полиелея (выхода священства в центр храма для пения величания празднику) читается стихира, в которой вспоминается особое, чудесное действие Святого Духа на Апостолов.
По востании Христе, еже от гроба, … славу Твою низпослал еси Щедре, Духа праваго обновивый учеником. Темже яко гусль мусикийская (музыкальный инструмент), всем уяснися (стала очевидной) божественным бряцалом (звучанием) тайно Спасе глашения (непостижимым говорением на иных языках)…
Способность Апостолов говорить на разных языках (понятных для окрестных народов) сравнивается с благозвучием музыки гуслей. Ведь наряду со всемогуществом, «Бог есть любовь» (1Ин. 4, 8) и гармония, подобная благозвучию музыки.
В конце Утрени, в стихирах «на хвалитех», догматическое учение о Святом Духе приобретает законченные формы.
Дух Святый бе убо присно (всегда был), и есть, и будет: ниже начинаемь (не имеющий начала), ниже престаяй (вечный), но присно Отцу и Сыну счинен (одного чина) и счисляемь (в числе Святой Троицы): Живот и животворяй: Свет и света Податель, самоблагий (в себе имеющий благость)… И в другой стихире, — …Дух разума, …очищаяй прегрешения,… Бог и боготворяй (человека), … Огнь от Огня происходяй, … глаголяй (говорящий устами святых), деяй (действующий), разделяяй дарования…
Фотогалерея
Меню раздела
Другие новости раздела
Храмовый праздник в Знаменской церкви
10 декабря Русская Православная Церковь отмечает день особенного молитвенного почитания Знаменской иконы Божьей Матери. Именно этот лик Небесной Царицы, явленный в 17 веке в Тобольской губернии недалеко от селения Абалак, и дал название нашей
Томские следопыты заняли первое место в конкурсе "Туризм - это здорово!"
Конкурс туристско-краеведческой деятельности «Туризм – это здорово!» проходил в Кемерово 14 ноября. Он был организован МБОУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) им. Ю. Двужильного» и
Популярные новости
Настоятель Знаменского храма получил награду из рук губернатора
Настоятель Знаменского храма протоиерей Николай Яськов получил награду из рук губернатора Владимира Мазура. Глава региона вручил батюшке за особый личный вклад в организацию гуманитарной помощи жителям новых регионов ...
Томские следопыты заняли первое место в конкурсе "Туризм - это здорово!"
Конкурс туристско-краеведческой деятельности «Туризм – это здорово!» проходил в Кемерово 14 ноября. Он был организован МБОУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) ...