Новости прихода
Рождество Христово в Знаменском храме
Рождество Христово предваряет пост - не самый строгий, в определенные дни можно есть рыбу, но дело не в том, строгий пост или нестрогий, можно есть рыбу или нельзя. Кто-то вообще всегда ест немного, неприхотлив в еде, с этой точки зрения такие люди и Великий, и Успенский посты переносят легко. Если бы пост заключался только в этом, то есть в изменении обычного рациона питания, отказа от скоромной пищи, уменьшении количества съедаемого!.. Церковь поет: «Постясь телесно, братия, / поститься будем и духовно: / развяжем всякие узы неправды; / расторгнем путы подневольных соглашений. / Всякую несправедливую расписку разорвем, / дадим голодным хлеб / и нищих бездомных введем под кров, / чтобы принять нам от Христа Бога великую милость».
Зачем нам нужны посты, зачем нам нужен Рождественский пост? Да потому что нам необходимо подготовиться к пришествию Спасителя в мир. Господь приходит не для того, чтобы просто явить Себя, но чтобы запечатлеться в душе каждого из нас. А мы знаем, что благодать Божия не входит в «злохудужную душу», чтобы это произошло, нужно находиться в телесной и душевной чистота. И поэтому в течение сорока дней мы постимся: ограничиваем себя в еде, развлечениях, больше читаем духовной литературы, изучаем Священное Писание, чаще исповедуемся, причащаемся Святых Христовых Таин. Но в то же время в течение поста во все воскресные и праздничные дни на утрене уже поются ирмосы Рождественского канона: «Христос рождается, — славьте! Христос с небес, — встречайте!», или «Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!», или «Вижу необычайное и непостижимое таинство: пещера — небо; Дева — престол херувимский; ясли — вместилище, в котором возлежит невместимый Христос Бог. Его мы, воспевая, величаем».
Кроме этого, в дни памяти святого апостола Андрея Первозванного, а также - на святителя Николая Чудотворца и пророка Даниила и трех отроков в пещи огненной звучат очень светлые, пронзительные стихиры предпразднества, раскрывающие внутреннее состояние Девы Марии, принявшей в Себя «воплотившееся Слово неопально»: "Как Тебя Моим Сыном нареку, Сама являясь ныне Рабой Твоею? Воспеваю, благословляю Тебя, подающего миру великую милость!" То есть пост - это не только покаяние, но и священный трепет и радостное ожидание чуда рождения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Предпоследний воскресный день перед Рождеством Христовым посвящен воспоминанию святых праотец, или праотцев, то есть всех древних родоначальников и патриархов еврейского народа и их потомков – от Адама до Иосифа Обручника. А воскресный день перед самим праздником – это Неделя святых отцев – святых сродников по плоти Господа Иисуса Христа. Все они либо возвестили народ о грядущем Мессии, либо прообразовали собой пришествие Христово.
Дни предпразднества – 2-6 января – рекомендуется провести в строгом воздержании. Приближается великое событие, в мир приходит Христос. Эти дни по литургической структуре напоминают Страстную седмицу перед Светлым Христовым Воскресением. При этом 6 января является кульминацией Рождественского поста. Этот день называют Навечерием или рождественским сочельником. Сочельник происходит от слова «сочиво» - это постное блюдо, приготовленное из крупы, орехов, сухофруктов и меда. Этой едой христиане поддерживали свои силы в течение всего рождественского сочельника. Но некоторые христиане, по благословению своих духовников, в этот день вообще не пьют и не едят. Богослужение, совершаемое в этот день, преисполнено событиями, предвещающими рождение в мир Спасителя. Многие невоцерковленные люди приходят ночью на праздничную Божественную литургию, полагая, что здесь и сейчас будет происходить все самое главное. Они правы, но отчасти.
Великие часы с вечерней, совершаемые во время Навечерия, дают полное представление о празднике Рождества Христова как о земном и мистическом явлении. Великие часы называют «богослужением самого праздника». На каждом часе говорится о том, как все происходило до этого великого события, как будто наяву звучат слова пророков, предвозвещающих Рождество Спасителя. Всенощное бдение с Великими часами и последующая за ними литургия Василия Великого (она совершается всего десять раз в году и отличается от других литургий особенной торжественностью) накануне Рождества Христова, а затем и сама ночная праздничная Божественная литургия Иоанна Златоуста является в этой череде богослужений единым целым. Христианину нужно стараться не пропускать эти службы.
Божественная литургия, совершаемая в день праздника, по большому счету, была и остается той же – те же действия, те же молитвы, литургических особенностей немного. Но она потому и называется Рождественской, что наполнена особой радостью – ведь в мир пришел Спаситель! И праздничные антифоны богослужения извещают нас: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих!» Это «начало всех праздников», - так называл Рождество Христова святитель Иоанн Златоуст. Ну и потом сама служба – ночная. Временем суток совершаемое богослужение передает достоверность события, ведь Рождество Спасителя произошло ночью. Вот, Евангелие от Луки: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень… И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь…Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
По завершении праздничной службы люди расходятся по домам, разговляются, однако нельзя позволять себе излишеств, тем более в Рождественскую ночь после причастия Святых Христовых Таин. И сорокодневный пост, и усиленные молитвы, и длительные службы Навечерия, и ночная праздничная служба – все это для того, чтобы православный народ мог причаститься в Рождество Христово. Это – главное. А не разговение. «Будьте как дети». В пост многие из них отказываются от сладкого, откладывают конфеты и шоколадки до праздника, накапливают, а в Рождество Христово раздают тем, кто лишен этой радости – отдают в дома сирот, дома престарелых, в детские колонии… Они и сами переживают радость светлого праздника и хотят этой радостью поделиться с другими – хотя бы таким способом. Наше правительство пошло нам навстречу, устроило длительные рождественские выходные, и проводить их нужно не у телевизора. Некоторые сутками сидят у стола, и уже не знают, что еще съесть или выпить. Другие ездят каждый день в лес на прогулки, катаются на лыжах, то есть активно отдыхают. Это лучше. Но Рождественские дни – святки – нужно проводить не так. Это время для духовной радости, для особой молитвы. Бог пришел в этот мир! Мы не одиноки!
Фотогалерея
Все новости раздела
Рождество Христово предваряет пост - не самый строгий, в определенные дни можно есть рыбу, но дело не в том, строгий пост или нестрогий, можно есть рыбу или нельзя. Кто-то вообще всегда ест немного, неприхотлив в еде, с этой точки зрения такие люди и Великий, и Успенский посты переносят легко. Если бы пост заключался только в этом, то есть в изменении обычного рациона питания, отказа от скоромной пищи, уменьшении количества съедаемого!.. Церковь поет: «Постясь телесно, братия, / поститься будем и духовно: / развяжем всякие узы неправды; / расторгнем путы подневольных соглашений. / Всякую несправедливую расписку разорвем, / дадим голодным хлеб / и нищих бездомных введем под кров, / чтобы принять нам от Христа Бога великую милость».
Зачем нам нужны посты, зачем нам нужен Рождественский пост? Да потому что нам необходимо подготовиться к пришествию Спасителя в мир. Господь приходит не для того, чтобы просто явить Себя, но чтобы запечатлеться в душе каждого из нас. А мы знаем, что благодать Божия не входит в «злохудужную душу», чтобы это произошло, нужно находиться в телесной и душевной чистота. И поэтому в течение сорока дней мы постимся: ограничиваем себя в еде, развлечениях, больше читаем духовной литературы, изучаем Священное Писание, чаще исповедуемся, причащаемся Святых Христовых Таин. Но в то же время в течение поста во все воскресные и праздничные дни на утрене уже поются ирмосы Рождественского канона: «Христос рождается, — славьте! Христос с небес, — встречайте!», или «Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!», или «Вижу необычайное и непостижимое таинство: пещера — небо; Дева — престол херувимский; ясли — вместилище, в котором возлежит невместимый Христос Бог. Его мы, воспевая, величаем».
Кроме этого, в дни памяти святого апостола Андрея Первозванного, а также - на святителя Николая Чудотворца и пророка Даниила и трех отроков в пещи огненной звучат очень светлые, пронзительные стихиры предпразднества, раскрывающие внутреннее состояние Девы Марии, принявшей в Себя «воплотившееся Слово неопально»: "Как Тебя Моим Сыном нареку, Сама являясь ныне Рабой Твоею? Воспеваю, благословляю Тебя, подающего миру великую милость!" То есть пост - это не только покаяние, но и священный трепет и радостное ожидание чуда рождения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Предпоследний воскресный день перед Рождеством Христовым посвящен воспоминанию святых праотец, или праотцев, то есть всех древних родоначальников и патриархов еврейского народа и их потомков – от Адама до Иосифа Обручника. А воскресный день перед самим праздником – это Неделя святых отцев – святых сродников по плоти Господа Иисуса Христа. Все они либо возвестили народ о грядущем Мессии, либо прообразовали собой пришествие Христово.
Дни предпразднества – 2-6 января – рекомендуется провести в строгом воздержании. Приближается великое событие, в мир приходит Христос. Эти дни по литургической структуре напоминают Страстную седмицу перед Светлым Христовым Воскресением. При этом 6 января является кульминацией Рождественского поста. Этот день называют Навечерием или рождественским сочельником. Сочельник происходит от слова «сочиво» - это постное блюдо, приготовленное из крупы, орехов, сухофруктов и меда. Этой едой христиане поддерживали свои силы в течение всего рождественского сочельника. Но некоторые христиане, по благословению своих духовников, в этот день вообще не пьют и не едят. Богослужение, совершаемое в этот день, преисполнено событиями, предвещающими рождение в мир Спасителя. Многие невоцерковленные люди приходят ночью на праздничную Божественную литургию, полагая, что здесь и сейчас будет происходить все самое главное. Они правы, но отчасти.
Великие часы с вечерней, совершаемые во время Навечерия, дают полное представление о празднике Рождества Христова как о земном и мистическом явлении. Великие часы называют «богослужением самого праздника». На каждом часе говорится о том, как все происходило до этого великого события, как будто наяву звучат слова пророков, предвозвещающих Рождество Спасителя. Всенощное бдение с Великими часами и последующая за ними литургия Василия Великого (она совершается всего десять раз в году и отличается от других литургий особенной торжественностью) накануне Рождества Христова, а затем и сама ночная праздничная Божественная литургия Иоанна Златоуста является в этой череде богослужений единым целым. Христианину нужно стараться не пропускать эти службы.
Божественная литургия, совершаемая в день праздника, по большому счету, была и остается той же – те же действия, те же молитвы, литургических особенностей немного. Но она потому и называется Рождественской, что наполнена особой радостью – ведь в мир пришел Спаситель! И праздничные антифоны богослужения извещают нас: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих!» Это «начало всех праздников», - так называл Рождество Христова святитель Иоанн Златоуст. Ну и потом сама служба – ночная. Временем суток совершаемое богослужение передает достоверность события, ведь Рождество Спасителя произошло ночью. Вот, Евангелие от Луки: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень… И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь…Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
По завершении праздничной службы люди расходятся по домам, разговляются, однако нельзя позволять себе излишеств, тем более в Рождественскую ночь после причастия Святых Христовых Таин. И сорокодневный пост, и усиленные молитвы, и длительные службы Навечерия, и ночная праздничная служба – все это для того, чтобы православный народ мог причаститься в Рождество Христово. Это – главное. А не разговение. «Будьте как дети». В пост многие из них отказываются от сладкого, откладывают конфеты и шоколадки до праздника, накапливают, а в Рождество Христово раздают тем, кто лишен этой радости – отдают в дома сирот, дома престарелых, в детские колонии… Они и сами переживают радость светлого праздника и хотят этой радостью поделиться с другими – хотя бы таким способом. Наше правительство пошло нам навстречу, устроило длительные рождественские выходные, и проводить их нужно не у телевизора. Некоторые сутками сидят у стола, и уже не знают, что еще съесть или выпить. Другие ездят каждый день в лес на прогулки, катаются на лыжах, то есть активно отдыхают. Это лучше. Но Рождественские дни – святки – нужно проводить не так. Это время для духовной радости, для особой молитвы. Бог пришел в этот мир! Мы не одиноки!
Фотогалерея
Меню раздела
Другие новости раздела
В Знаменском храме совершен новогодний молебен
31 декабря после вечернего богослужения духовенство Знаменского храма соборно отслужило молебен на начало нового года. Наступает Новый год – традиционно семейный праздник, а для православного человека – еще и начало самой строгой недели
Из рук в руки принесем Свет Рождества Христова в каждый дом!
По благословению председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви епископа Серафима состоялась Рождественская акция "Вифлеемский огонь: "Свет мира и дружбы 2024-25". В международной Рождественской
Популярные новости
Храмовый праздник в Знаменской церкви
10 декабря Русская Православная Церковь отмечает день особенного молитвенного почитания Знаменской иконы Божьей Матери. Именно этот лик Небесной Царицы, явленный в 17 веке в Тобольской губернии недалеко от селения ...
Томские следопыты заняли первое место в конкурсе "Туризм - это здорово!"
Конкурс туристско-краеведческой деятельности «Туризм – это здорово!» проходил в Кемерово 14 ноября. Он был организован МБОУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) ...