Новости Томской епархии
«Цель жизни каждого человека – быть во всем похожим на Бога»
17 марта, в канун Святой Четыредесятницы — Великого поста, митрополит Ростислав возглавил великую вечерню и общегородской Чин прощения в Богоявленском кафедральном соборе.
Богослужение состоялось при большом стечении верующих — прихожан храмов Томской епархии, среди которых было много молодежи. Духовенство представляло руководство Томской епархии, настоятели и клирики городских и сельских храмов, братия Богородице-Алексиевского монастыря.
На пороге Великого поста — времени сугубого покаяния и молитвы — неповторимость и глубокое содержание придавали событию песнопения трех сменявших друг друга хоров: Богоявленского собора, Томской духовной семинарии и, за Чином прощения, — Знаменского храма.
Особенностью богослужения явилось переоблачение духовенства из праздничных светлых одежд в черные великопостные.
В полумраке храма, освещаемого только горящими свечами, звучали стихиры, призывающие православных к покаянию и обновлению души и тела: «Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста», «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть…».
Усугубили покаянное настроение верующих земные поклоны и коленопреклоненные молитвы, предшествовавшие Чину прощения. Напутствием на предстоящий период духовного подвига стала молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя земными поклонами, которой вместе с паствой помолился митрополит Ростислав.
Его Высокопреосвященство обратился к верующим с архипастырским наставлением:
- Дорогие отцы, братья и сестры, мы стоим на пороге святаго Великого поста. По слову преподобного Иоанна Лествичника мы, православные христиане, не преисполняемся печалью о предлежащем нам труде, но преисполняемся радости и оптимизма, потому как Господь даем нам шанс и средства для обновления и преображения нашей жизни. Господь еще издалече, как Отец, увидев возвращающегося в отчий дом блудного сына, первым выходит навстречу, чтобы заключить в Свои объятия всех кающихся и отвращающихся от греха и порока исполнением божественных заповедей.
Мы отправляемся в сорокадневный путь Святой Четыредесятницы для того, чтобы взыскать ту божественную благодать, которую мы потеряли по греховности и немощи естества нашего. В великом прокимне, который на вечерне сегодня звучит во всех православных храмах, мы слышим призыв, который обращен к каждому из нас: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша».
С одной стороны, пояснил архипастырь, Церковь призывает каждого христианина стремиться к Богу, с другой, мы сами просим Господа: «Ты взыщи мою душу».
- Цель спасения каждого из нас — это процесс двусторонний, — отметил митрополит Ростислав. — Как бы мы сами ни старались себя спасти и найти Бога, мы не сможем этого сделать, если Господь Сам, в ответ на наши старания, не спасет нас и не вверит Себя каждому из нас. Но слово Божие говорит, что спасение и любовь Божия — не в том, что мы возлюбили Бога, но в том, что Он Первый возлюбил нас. Он идет навстречу любому кающемуся человеку, и мы, вступая в Великий пост, делаем ответный шаг навстречу Господу. Великим постом мы надеемся обновить нашу обветшавшую изнемогшую жизнь духовную божественной благодатью, которую Господь дает человеку, прежде всего, за его смирение и покаяние.
Но как покаяться, задал вопрос собравшимся архипастырь, если человек не видит в себе грехов? И даже, называя себя грешником и признаваясь в грехах на исповеди, при этом считает себя лучше других — соседа, коллеги, родственника или прохожего.
Ответ на этот вопрос может дать случай, описанный в древнем патерике. В нем говорится, как молодой инок, «много подвизавшийся в деле спасения своей души и сподобившийся от Бога получать небесные видения и откровения, посещение ангелов», рассказал об этом духоносному старцу. На что старец ответил, что это — совсем не то великое и важное, что надо считать таковым. Ведь на Суде Божием «Господь не будет спрашивать у нас, сподоблялись ли мы видения сил небесных здесь, в земной жизни?».
- А истинно великое, — продолжил архипастырь словами старца, — когда мы увидим в себе грехи, паче песка морского умножившиеся. Когда мы увидим бездну своих грехов и поймем, что мы — грешники погибшие, которые нуждаются в том, чтобы нас спасали. И есть Спаситель — Господь, Который пришел спасти не праведников, а грешников, желающих быть спасенными.
Путь к Богу, познание Бога, по словам святых отцов, подчеркнул Его Высокопреосвященство, «начинается с познания человеком его собственных грехов».
И этот путь каждый христианин призван совершить ради того, чтобы «уподобиться Богу» — Милостивому, Человеколюбивому, Доброму и Терпеливому, но вместе с тем и Праведному, установившему «зависимость нашего с вами прощения от того, насколько мы сами готовы и можем прощать других».
Архипастырь напомнил верующим евангельскую притчу о немилосердном заимодавце (Мф. 18: 23-35), жестоко наказанном за непрощение долга.
- Если человек немилосерден, то, как говорит нам слово Божие, он не может рассчитывать и на милосердие Божие. Если мы будем требовательны до максимальных пределов, то и Господь будет максимально требовательно спрашивать с нас, исполнили ли мы Его заповеди, — назидал Высокопреосвященный владыка. — Всем все простить, всех объять любовью нашей — это задача, которую ставит перед нами Господь, потому что цель жизни каждого человека — быть во всем похожим на Бога!
Его Высокопреосвященство пожелал верующим, чтобы «поприще святого Великого поста стало для каждого обновляющей нас весной духовной, чтобы мы полной грудью вдохнули в себя, принесши покаяние, божественную благодать Духа Святаго, и чтобы, как природа пробуждается после зимних холодов, пробудились к жизни духовной и наши с вами сердца».
С сердечным покаянием и земным поклоном глава митрополии испросил прощения у клира и прихожан, после чего начался общий Чин прощения. Духовенство, церковнослужители, студенты Томской духовной семинарии испрашивали прощения ради Христа у архипастыря, а затем друг у друга.
Прихожане, приложившись к иконам Спасителя и Божией Матери, также испрашивали прощения у архипастыря, и приступали ко крестам, подаваемым священниками, получая благословение на Великий пост. Многие верующие обращались друг к другу с поклонами и словами «Прости меня Христа ради», следуя древней традиции, которой и сегодня живет и обновляется Русская Православная Церковь.
Фото: Станислав Мезенцев
Фотогалерея
Все новости раздела
17 марта, в канун Святой Четыредесятницы — Великого поста, митрополит Ростислав возглавил великую вечерню и общегородской Чин прощения в Богоявленском кафедральном соборе.
Богослужение состоялось при большом стечении верующих — прихожан храмов Томской епархии, среди которых было много молодежи. Духовенство представляло руководство Томской епархии, настоятели и клирики городских и сельских храмов, братия Богородице-Алексиевского монастыря.
На пороге Великого поста — времени сугубого покаяния и молитвы — неповторимость и глубокое содержание придавали событию песнопения трех сменявших друг друга хоров: Богоявленского собора, Томской духовной семинарии и, за Чином прощения, — Знаменского храма.
Особенностью богослужения явилось переоблачение духовенства из праздничных светлых одежд в черные великопостные.
В полумраке храма, освещаемого только горящими свечами, звучали стихиры, призывающие православных к покаянию и обновлению души и тела: «Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста», «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть…».
Усугубили покаянное настроение верующих земные поклоны и коленопреклоненные молитвы, предшествовавшие Чину прощения. Напутствием на предстоящий период духовного подвига стала молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя земными поклонами, которой вместе с паствой помолился митрополит Ростислав.
Его Высокопреосвященство обратился к верующим с архипастырским наставлением:
- Дорогие отцы, братья и сестры, мы стоим на пороге святаго Великого поста. По слову преподобного Иоанна Лествичника мы, православные христиане, не преисполняемся печалью о предлежащем нам труде, но преисполняемся радости и оптимизма, потому как Господь даем нам шанс и средства для обновления и преображения нашей жизни. Господь еще издалече, как Отец, увидев возвращающегося в отчий дом блудного сына, первым выходит навстречу, чтобы заключить в Свои объятия всех кающихся и отвращающихся от греха и порока исполнением божественных заповедей.
Мы отправляемся в сорокадневный путь Святой Четыредесятницы для того, чтобы взыскать ту божественную благодать, которую мы потеряли по греховности и немощи естества нашего. В великом прокимне, который на вечерне сегодня звучит во всех православных храмах, мы слышим призыв, который обращен к каждому из нас: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша».
С одной стороны, пояснил архипастырь, Церковь призывает каждого христианина стремиться к Богу, с другой, мы сами просим Господа: «Ты взыщи мою душу».
- Цель спасения каждого из нас — это процесс двусторонний, — отметил митрополит Ростислав. — Как бы мы сами ни старались себя спасти и найти Бога, мы не сможем этого сделать, если Господь Сам, в ответ на наши старания, не спасет нас и не вверит Себя каждому из нас. Но слово Божие говорит, что спасение и любовь Божия — не в том, что мы возлюбили Бога, но в том, что Он Первый возлюбил нас. Он идет навстречу любому кающемуся человеку, и мы, вступая в Великий пост, делаем ответный шаг навстречу Господу. Великим постом мы надеемся обновить нашу обветшавшую изнемогшую жизнь духовную божественной благодатью, которую Господь дает человеку, прежде всего, за его смирение и покаяние.
Но как покаяться, задал вопрос собравшимся архипастырь, если человек не видит в себе грехов? И даже, называя себя грешником и признаваясь в грехах на исповеди, при этом считает себя лучше других — соседа, коллеги, родственника или прохожего.
Ответ на этот вопрос может дать случай, описанный в древнем патерике. В нем говорится, как молодой инок, «много подвизавшийся в деле спасения своей души и сподобившийся от Бога получать небесные видения и откровения, посещение ангелов», рассказал об этом духоносному старцу. На что старец ответил, что это — совсем не то великое и важное, что надо считать таковым. Ведь на Суде Божием «Господь не будет спрашивать у нас, сподоблялись ли мы видения сил небесных здесь, в земной жизни?».
- А истинно великое, — продолжил архипастырь словами старца, — когда мы увидим в себе грехи, паче песка морского умножившиеся. Когда мы увидим бездну своих грехов и поймем, что мы — грешники погибшие, которые нуждаются в том, чтобы нас спасали. И есть Спаситель — Господь, Который пришел спасти не праведников, а грешников, желающих быть спасенными.
Путь к Богу, познание Бога, по словам святых отцов, подчеркнул Его Высокопреосвященство, «начинается с познания человеком его собственных грехов».
И этот путь каждый христианин призван совершить ради того, чтобы «уподобиться Богу» — Милостивому, Человеколюбивому, Доброму и Терпеливому, но вместе с тем и Праведному, установившему «зависимость нашего с вами прощения от того, насколько мы сами готовы и можем прощать других».
Архипастырь напомнил верующим евангельскую притчу о немилосердном заимодавце (Мф. 18: 23-35), жестоко наказанном за непрощение долга.
- Если человек немилосерден, то, как говорит нам слово Божие, он не может рассчитывать и на милосердие Божие. Если мы будем требовательны до максимальных пределов, то и Господь будет максимально требовательно спрашивать с нас, исполнили ли мы Его заповеди, — назидал Высокопреосвященный владыка. — Всем все простить, всех объять любовью нашей — это задача, которую ставит перед нами Господь, потому что цель жизни каждого человека — быть во всем похожим на Бога!
Его Высокопреосвященство пожелал верующим, чтобы «поприще святого Великого поста стало для каждого обновляющей нас весной духовной, чтобы мы полной грудью вдохнули в себя, принесши покаяние, божественную благодать Духа Святаго, и чтобы, как природа пробуждается после зимних холодов, пробудились к жизни духовной и наши с вами сердца».
С сердечным покаянием и земным поклоном глава митрополии испросил прощения у клира и прихожан, после чего начался общий Чин прощения. Духовенство, церковнослужители, студенты Томской духовной семинарии испрашивали прощения ради Христа у архипастыря, а затем друг у друга.
Прихожане, приложившись к иконам Спасителя и Божией Матери, также испрашивали прощения у архипастыря, и приступали ко крестам, подаваемым священниками, получая благословение на Великий пост. Многие верующие обращались друг к другу с поклонами и словами «Прости меня Христа ради», следуя древней традиции, которой и сегодня живет и обновляется Русская Православная Церковь.
Фото: Станислав Мезенцев
Фотогалерея
Меню раздела
Другие новости раздела
Священник Томской епархии принял участие в международной конференции
16 октября в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского прошла международная научно-практическая конференция, посвященная 170-летию святителя Агафангела, митрополита Ярославского. Настоятель Успенской церкви д. Лоскутово
Молебном на начало благого дела открылась в Томске православная выставка-ярмарка
18 октября молебном на начало благого дела в Томске открылась XХ православная выставка-ярмарка «От покаяния к воскресению России».
Популярные новости
Молебен перед Поясом Богородицы
Сегодня 15 октября настоятель Знаменской церкви протоиерей Николай Яськов в сослужении духовенства нашего храма возглавил молебен перед ковчегом с Поясом Пресвятой Богородицы в Богоявленском соборе. Святыня прибыла в наш ...
Настоятель Знаменского храма получил награду из рук губернатора
Настоятель Знаменского храма протоиерей Николай Яськов получил награду из рук губернатора Владимира Мазура. Глава региона вручил батюшке за особый личный вклад в организацию гуманитарной помощи жителям новых регионов ...