Новости прихода
100-летняя годовщина преставления Патриарха Тихона
6 апреля в неделю 5-ю Великого поста в предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы, в Знаменском храме молитвенно почтили память святителя Тихона по случаю 100-летия со дня блаженной кончины.
О святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России, написано множество статей (в том числе и за рубежом) и десятки книг. О нем продолжают писать и сегодня.
Так уж вышло, что Господь отвел святителю не много времени пребывать на каждом из мест служения. Например, Люблинскую епархию владыка Тихон возглавлял только год, Ярославскую кафедру шесть лет, Литовскую три года, и только Американскую восемь лет. Но каждый раз его отъезд на новую кафедру ознаменовывался искренней благодарностью паствы и сожалением, что приходится расставаться с любимым архипастырем. По многочисленным воспоминаниям людей, в нем притягивали доброта, отзывчивость, любовь, ровное отношение со всеми, невзирая на должность, живое участие и сострадание. Архивные источники свидетельствуют, что и в Америке, и в Ярославле провожать святителя собирались толпы народа.
Где бы ни служил святитель, везде проявлялись его неординарные организаторские способности и умение встраиваться в новые для себя обстоятельства и среду. Преобразуя и развивая духовную жизнь в той или иной епархии, он умел пробудить в человеческих сердцах внимание к православной вере, что неизменно увеличивало численность паствы. При этом каждый раз предметом его особой заботы становились вопросы образования и воспитания новых священнослужителей.
Очень взвешенной была позиция архипастыря в вопросах политики. Он доброжелательно общался с представителями разных партий, но был против критики власти и тем более против каких-либо противоправных действий. Терпеливо напоминая, что пастырь, будучи руководителем совести верующего, обязан привносить христианское начало и в область мирских дел. Наиболее доверительные отношения сложились у него с руководителем Ярославского Союза русского народа И.Н. Кацауровым. Под влиянием архиепископа Тихона деятельность союза приобрела более духовное, нежели политическое содержание: в частности, он содействовал устроению религиозно-нравственных чтений.
«Владыка строго следовал принципам невмешательства в политическую борьбу, сохранения верности церковным канонам, ограждения от вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви и защиты ее интересов. Во многом благодаря усилиям по недопущению социальной и национальной розни в Ярославле в этот период не было ни еврейских погромов, ни массовых выступлений рабочих», — подчеркнула историк.
Святейший Патриарх Тихон возглавил Патриарший престол спустя 200 лет, в тот самый исторический момент, когда власть в стране захватили откровенные богоборцы — большевики, самая русофобская в тот момент и самая безбожная, самая антипатриотическая партия.
«Против Русской Церкви была развязана война всеми доступными большевикам средствами, принято дискриминационное антицерковное законодательство, Церковь лишили всех прав и всего ее имущества», — продолжил отец Александр.
Начались оголтелая антирелигиозная пропаганда, вскрытие и ликвидация святых мощей, аресты и убийства духовенства. В этих условиях Патриарх Тихон безбоязненно обличал преступления новой власти, развязанный ею террор и глумление над святынями. «Он обличил предательский ленинский Брестский мир, в котором, как говорил святитель Тихон, содержались семена будущих войн и зол для всего человечества», — отметил священник.
В то же время святитель Тихон, будучи ненавидим богоборческой властью, стал одним из самых любимых народом Предстоятелей Русской Церкви. На его богослужения везде стекались тысячи людей. И он, сколько хватало сил и было возможности, служил почти каждый день: в Москве, в Александро-Невской лавре в Петрограде, в Ярославле и других городах.
«Некоторые считают, что святитель Тихон неоправданно вмешивался в политику, что надо было подчиняться государственной власти, какая бы она ни была, — предположил отец Александр. — Но святитель не мог молчать, если видел вопиющее зло. Потому что считал, что призвание Церкви — взывать к совести властителей. Но при этом много раз подчеркивал, что Русская Церковь не вмешивается в политическую борьбу. Готова принять, благословить любую власть, которую примет народ, но ту, которая будет поистине Божьим слугой». И заставить замолчать Патриарха большевикам не удавалось.
Во время страшного голода 1921-1923 годов в Поволжье и других регионах России благодаря призывам святителя Тихона к мировой общественности и религиозным лидерам других стран, в том числе Америки, христианами Запада была оказана голодающим существенная помощь. В 1922 году по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и связях с Зарубежной Церковью Патриарх Тихон был помещен под домашний арест. А с 19 апреля по 27 июня 1923 года находился в заключении во внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке. Этим воспользовалась созданная в 1922 году обновленческая церковь — раскольническая структура, которая, по замыслу ее создателей и при поддержке большевиков, должна была подменить собой Русскую Православную Церковь (подробнее см.: «Журнал Московской Патриархии». № 7, 2024). Между тем богоборцы готовили показательный политический процесс над Святейшим Патриархом, вердиктом которого должен был стать расстрел святителя. Однако, в том числе и под давлением международной общественности, суд не состоялся. Патриарх был освобожден и продолжил свое служение. На его службы вновь собирались толпы верующих людей. Но враги Церкви не сдавались. В декабре 1924 года на Патриарха было совершено покушение, в результате которого погиб его келейник и преданный друг Яков Полозов. Это стало серьезным ударом для святителя.
По источникам, исследованным священником Димитрием Сафоновым, с конца 1924 года ГПУ начало реализацию плана по отстранению Патриарха от дел церковного управления. Помещение святителя в больницу было частью этого плана. Однако на первом этапе после интенсивного лечения Патриарху Тихону стало лучше и он смог служить, в том числе в находящихся неподалеку от больницы храме Воскресения Словущего на Остоженке и в Зачатьевском монастыре. Меж тем процесс интенсивного давления на Патриарха не прекращался. Его регулярно допрашивали прямо в палате сотрудники ГПУ по уже новому делу — об участии в «церковно-монархической шпионской организации». В праздник Благовещения 7 апреля 1925 года святитель Тихон скончался.
Алексей Реутский (текст сокращен).
Все новости раздела

6 апреля в неделю 5-ю Великого поста в предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы, в Знаменском храме молитвенно почтили память святителя Тихона по случаю 100-летия со дня блаженной кончины.
О святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России, написано множество статей (в том числе и за рубежом) и десятки книг. О нем продолжают писать и сегодня.
Так уж вышло, что Господь отвел святителю не много времени пребывать на каждом из мест служения. Например, Люблинскую епархию владыка Тихон возглавлял только год, Ярославскую кафедру шесть лет, Литовскую три года, и только Американскую восемь лет. Но каждый раз его отъезд на новую кафедру ознаменовывался искренней благодарностью паствы и сожалением, что приходится расставаться с любимым архипастырем. По многочисленным воспоминаниям людей, в нем притягивали доброта, отзывчивость, любовь, ровное отношение со всеми, невзирая на должность, живое участие и сострадание. Архивные источники свидетельствуют, что и в Америке, и в Ярославле провожать святителя собирались толпы народа.
Где бы ни служил святитель, везде проявлялись его неординарные организаторские способности и умение встраиваться в новые для себя обстоятельства и среду. Преобразуя и развивая духовную жизнь в той или иной епархии, он умел пробудить в человеческих сердцах внимание к православной вере, что неизменно увеличивало численность паствы. При этом каждый раз предметом его особой заботы становились вопросы образования и воспитания новых священнослужителей.
Очень взвешенной была позиция архипастыря в вопросах политики. Он доброжелательно общался с представителями разных партий, но был против критики власти и тем более против каких-либо противоправных действий. Терпеливо напоминая, что пастырь, будучи руководителем совести верующего, обязан привносить христианское начало и в область мирских дел. Наиболее доверительные отношения сложились у него с руководителем Ярославского Союза русского народа И.Н. Кацауровым. Под влиянием архиепископа Тихона деятельность союза приобрела более духовное, нежели политическое содержание: в частности, он содействовал устроению религиозно-нравственных чтений.
«Владыка строго следовал принципам невмешательства в политическую борьбу, сохранения верности церковным канонам, ограждения от вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви и защиты ее интересов. Во многом благодаря усилиям по недопущению социальной и национальной розни в Ярославле в этот период не было ни еврейских погромов, ни массовых выступлений рабочих», — подчеркнула историк.
Святейший Патриарх Тихон возглавил Патриарший престол спустя 200 лет, в тот самый исторический момент, когда власть в стране захватили откровенные богоборцы — большевики, самая русофобская в тот момент и самая безбожная, самая антипатриотическая партия.
«Против Русской Церкви была развязана война всеми доступными большевикам средствами, принято дискриминационное антицерковное законодательство, Церковь лишили всех прав и всего ее имущества», — продолжил отец Александр.
Начались оголтелая антирелигиозная пропаганда, вскрытие и ликвидация святых мощей, аресты и убийства духовенства. В этих условиях Патриарх Тихон безбоязненно обличал преступления новой власти, развязанный ею террор и глумление над святынями. «Он обличил предательский ленинский Брестский мир, в котором, как говорил святитель Тихон, содержались семена будущих войн и зол для всего человечества», — отметил священник.
В то же время святитель Тихон, будучи ненавидим богоборческой властью, стал одним из самых любимых народом Предстоятелей Русской Церкви. На его богослужения везде стекались тысячи людей. И он, сколько хватало сил и было возможности, служил почти каждый день: в Москве, в Александро-Невской лавре в Петрограде, в Ярославле и других городах.
«Некоторые считают, что святитель Тихон неоправданно вмешивался в политику, что надо было подчиняться государственной власти, какая бы она ни была, — предположил отец Александр. — Но святитель не мог молчать, если видел вопиющее зло. Потому что считал, что призвание Церкви — взывать к совести властителей. Но при этом много раз подчеркивал, что Русская Церковь не вмешивается в политическую борьбу. Готова принять, благословить любую власть, которую примет народ, но ту, которая будет поистине Божьим слугой». И заставить замолчать Патриарха большевикам не удавалось.
Во время страшного голода 1921-1923 годов в Поволжье и других регионах России благодаря призывам святителя Тихона к мировой общественности и религиозным лидерам других стран, в том числе Америки, христианами Запада была оказана голодающим существенная помощь. В 1922 году по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей и связях с Зарубежной Церковью Патриарх Тихон был помещен под домашний арест. А с 19 апреля по 27 июня 1923 года находился в заключении во внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке. Этим воспользовалась созданная в 1922 году обновленческая церковь — раскольническая структура, которая, по замыслу ее создателей и при поддержке большевиков, должна была подменить собой Русскую Православную Церковь (подробнее см.: «Журнал Московской Патриархии». № 7, 2024). Между тем богоборцы готовили показательный политический процесс над Святейшим Патриархом, вердиктом которого должен был стать расстрел святителя. Однако, в том числе и под давлением международной общественности, суд не состоялся. Патриарх был освобожден и продолжил свое служение. На его службы вновь собирались толпы верующих людей. Но враги Церкви не сдавались. В декабре 1924 года на Патриарха было совершено покушение, в результате которого погиб его келейник и преданный друг Яков Полозов. Это стало серьезным ударом для святителя.
По источникам, исследованным священником Димитрием Сафоновым, с конца 1924 года ГПУ начало реализацию плана по отстранению Патриарха от дел церковного управления. Помещение святителя в больницу было частью этого плана. Однако на первом этапе после интенсивного лечения Патриарху Тихону стало лучше и он смог служить, в том числе в находящихся неподалеку от больницы храме Воскресения Словущего на Остоженке и в Зачатьевском монастыре. Меж тем процесс интенсивного давления на Патриарха не прекращался. Его регулярно допрашивали прямо в палате сотрудники ГПУ по уже новому делу — об участии в «церковно-монархической шпионской организации». В праздник Благовещения 7 апреля 1925 года святитель Тихон скончался.
Алексей Реутский (текст сокращен).
Меню раздела
Другие новости раздела


Пасха принадлежит не времени, а вечности
23 апреля, в среду Светлой седмицы вечернее богослужение было наполнено в Знаменском храме особой Пасхальной радостью. Возглавил которое митрополит Томский и Асиновский Ростислав, его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Томской епархии


Пасхальная литургия
Еще споют несколько песнопений (вообще чтений в эту ночь будет мало) и начинается литургия, за которой можно услышать чтение Евангелия на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых
Популярные новости


Воскресенье, 9 марта, Торжество Православия
Воскресенье 9 марта 1-ю неделю Великого поста духовенство Знаменского храма совершило особый молебен ко дню Торжества Православия. Торжество Православия, иными словами, победа Церкви над ересями и восстановления ...


40 мучеников: что мы празднуем в этот день и при чем тут жаворонки?
Каждый год 22 марта, во время Великого поста, мы отмечаем день памяти 40 Севастийских мучеников — праздник, посвященный мужеству и стойкости сорока воинов, принявших мученическую смерть за веру во ...