Новости прихода
Прощеное воскресение
2 марта 2025 года, в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, духовенством Знаменского храма был совершен чин прощения взаимных обид.
В богослужебной практике Русской Православной Церкви чин прощения, совершаемый после вечернего богослужения в Сыропустную неделю (вечером воскресного дня накануне понедельника 1-й седмицы Великого поста), по своему смыслу является особым обрядом, совершаемым один раз в год. Он зримо являет необходимость исполнения евангельской заповеди о том, что христиане должны прощать друг другу взаимные греховные поступки, обиды, огорчения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Неслучайно, этим изречением начинается евангельское чтение на литургии Сыропустной недели.
Прообраз современного чина прощения многие усматривают в «правиле», существовавшем в древности в некоей палестинской пустынной обители, о которой говорится в написанном свт. Софронием, патриархом Иерусалимским, Житии прп. Марии Египетской. В воскресный день перед 1-й седмицей Великого поста монахи собирались на Божественную литургию, причащались Святых Тела и Крови Христовых. Вечером того же дня монахи снова собирались в храме и, «помолившись прилежно, с земными поклонами, целовали друг друга и игумена, обнимая и творя метание, и каждый просил помолиться о нем и иметь его со-подвижником и сотрудником в предстоящей брани». После прощания монахи с пением псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, кого устрашуся?» (Пс. 26:1) выходили из монастыря и удалялись в пустыню. Однако необходимо отметить, что из слов самого свт. Софрония ясно, что описываемый обычай был исключительной особенностью уклада монастыря, где жил авва Зосима, и в иных палестинских обителях не практиковался. Кроме того, в повествовании идет речь лишь о взаимном прощении монахов, связанном с предстоящей разлукой. Здесь нет указания на то, что монахи нарочито испрашивали у игумена и друг у друга прощения за возможные прегрешения и обиды, причиненные в течение совместной жизни в киновии (общежитии).
Непосредственным прообразом чина является испрашивание прощения в начале и конце каждого дня, которое, согласно церковному уставу, должно совершаться во всяком общежительном монастыре ранним утром — после полунощницы, — а также вечером — после повечерия (см. Часослов). Тем самым, каждый монах, начиная с игумена обители, надеется прожить каждый день своей жизни в строгом соответствии с евангельской заповедью: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24), а также исправить последствия даже малейшего отступления от нее в течение дня.
Помимо этих прощений в начале и конце дня, церковная традиция предписывает, чтобы предстоятель испрашивал прощение у сослужащих и всего народа несколько раз во время совершения Божественной литургии: в конце входных молитв, перед великим входом, перед Причащением.
Все новости раздела

2 марта 2025 года, в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, духовенством Знаменского храма был совершен чин прощения взаимных обид.
В богослужебной практике Русской Православной Церкви чин прощения, совершаемый после вечернего богослужения в Сыропустную неделю (вечером воскресного дня накануне понедельника 1-й седмицы Великого поста), по своему смыслу является особым обрядом, совершаемым один раз в год. Он зримо являет необходимость исполнения евангельской заповеди о том, что христиане должны прощать друг другу взаимные греховные поступки, обиды, огорчения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Неслучайно, этим изречением начинается евангельское чтение на литургии Сыропустной недели.
Прообраз современного чина прощения многие усматривают в «правиле», существовавшем в древности в некоей палестинской пустынной обители, о которой говорится в написанном свт. Софронием, патриархом Иерусалимским, Житии прп. Марии Египетской. В воскресный день перед 1-й седмицей Великого поста монахи собирались на Божественную литургию, причащались Святых Тела и Крови Христовых. Вечером того же дня монахи снова собирались в храме и, «помолившись прилежно, с земными поклонами, целовали друг друга и игумена, обнимая и творя метание, и каждый просил помолиться о нем и иметь его со-подвижником и сотрудником в предстоящей брани». После прощания монахи с пением псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, кого устрашуся?» (Пс. 26:1) выходили из монастыря и удалялись в пустыню. Однако необходимо отметить, что из слов самого свт. Софрония ясно, что описываемый обычай был исключительной особенностью уклада монастыря, где жил авва Зосима, и в иных палестинских обителях не практиковался. Кроме того, в повествовании идет речь лишь о взаимном прощении монахов, связанном с предстоящей разлукой. Здесь нет указания на то, что монахи нарочито испрашивали у игумена и друг у друга прощения за возможные прегрешения и обиды, причиненные в течение совместной жизни в киновии (общежитии).
Непосредственным прообразом чина является испрашивание прощения в начале и конце каждого дня, которое, согласно церковному уставу, должно совершаться во всяком общежительном монастыре ранним утром — после полунощницы, — а также вечером — после повечерия (см. Часослов). Тем самым, каждый монах, начиная с игумена обители, надеется прожить каждый день своей жизни в строгом соответствии с евангельской заповедью: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24), а также исправить последствия даже малейшего отступления от нее в течение дня.
Помимо этих прощений в начале и конце дня, церковная традиция предписывает, чтобы предстоятель испрашивал прощение у сослужащих и всего народа несколько раз во время совершения Божественной литургии: в конце входных молитв, перед великим входом, перед Причащением.
Меню раздела
Другие новости раздела


40 мучеников: что мы празднуем в этот день и при чем тут жаворонки?
Каждый год 22 марта, во время Великого поста, мы отмечаем день памяти 40 Севастийских мучеников — праздник, посвященный мужеству и стойкости сорока воинов, принявших мученическую смерть за веру во Христа. Что произошло с


Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви
Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53). Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви.
Популярные новости


Благотворительный вечер друзей
В Томской областной научной библиотеке имени Пушкина по инициативе регионального отделения союза писателей России в последний день января состоялся благотворительный музыкально-поэтический вечер. Участие в нем приняли местные ...


Сретение Господне День православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился ко всем верным чадам Русской Православной Церкви по случаю праздника Сретения Господня и Дня православной молодежи. ...