Новости прихода

ПАССИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ БОГОСЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ПАССИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ БОГОСЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).

Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики ее совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения.

Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.

В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.

В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.

Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.

Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.

По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении. Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.

Поэтому пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений.

Епархиальным Преосвященным надлежит иметь попечение об установлении единообразия в порядке служении пассии в тех приходах и монастырях, где сложился обычай их служения, руководствуясь одной из нижеследующх схем, однако совершение пассий не следует считать обязательным.

 



Все новости раздела


Другие новости раздела

Воскресенье, 9 марта, Торжество Православия
09.03.2025
231

Воскресенье, 9 марта, Торжество Православия

Воскресенье 9 марта 1-ю неделю Великого поста духовенство Знаменского храма совершило особый молебен ко дню Торжества Православия. Торжество Православия, иными словами, победа Церкви над ересями и восстановления почитания святых икон,

Освящение колива
08.03.2025
176

Освящение колива

В пятницу первой седмицы Великого поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров духовенство Знаменского храма совершило Молебный канон великомученику Феодору Тирону, на котором благословили коливо. Что же такое коливо? Это сваренная пшеница

Популярные новости

Великое освящение воды в день Крещения Господня
20.01.2025
627
Новости прихода

Великое освящение воды в день Крещения Господня

В Навечерие Богоявления и сам праздник Крещения Господня в храмах совершается Чин великого освящения воды. Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы). Великое освящение воды в Навечерие ...

Благотворительный вечер друзей
03.02.2025
400
Новости прихода

Благотворительный вечер друзей

В Томской областной научной библиотеке имени Пушкина по инициативе регионального отделения союза писателей России в последний день января состоялся благотворительный музыкально-поэтический вечер. Участие в нем приняли местные ...