Новости прихода
ПАССИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ БОГОСЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).
Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики ее совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения.
Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.
В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.
В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.
Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.
Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.
По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении. Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.
Поэтому пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений.
Епархиальным Преосвященным надлежит иметь попечение об установлении единообразия в порядке служении пассии в тех приходах и монастырях, где сложился обычай их служения, руководствуясь одной из нижеследующх схем, однако совершение пассий не следует считать обязательным.
Все новости раздела
![ПАССИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ БОГОСЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ](/www/news/2024/4/216393723.jpg)
Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).
Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики ее совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения.
Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.
В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.
В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.
Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.
Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.
По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении. Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.
Поэтому пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия и актуализирующей миссионерский потенциал этих богослужений.
Епархиальным Преосвященным надлежит иметь попечение об установлении единообразия в порядке служении пассии в тех приходах и монастырях, где сложился обычай их служения, руководствуясь одной из нижеследующх схем, однако совершение пассий не следует считать обязательным.
Меню раздела
Другие новости раздела
![](/www/pics/calendar.png)
![](/www/pics/glaz.png)
В Церкви объявили набор добровольцев для ремонта домов пожилых людей на Донбассе
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Русской Православной Церкви организован набор добровольцев-ремонтников. В храмах российских епархий размещены соответствующие объявления. Волонтеры помогают в Мариуполе и
![](/www/pics/calendar.png)
![](/www/pics/glaz.png)
В День семьи, любви и верности в Областной библиотеке им. Пушкина прошли торжества, посвященные благоверным Петру и Февронии Муромским
8 июля 2024 г. на площадке у Пушкинской библиотеки отметили День семьи, любви и верности, приуроченный к православному дню памяти святых Петра и Февронии. Праздник состоялся при поддержке Департамента ЗАГС
Популярные новости
![](/www/pics/calendar.png)
![](/www/pics/glaz.png)
В День семьи, любви и верности в Областной библиотеке им. Пушкина прошли торжества, посвященные благоверным Петру и Февронии Муромским
8 июля 2024 г. на площадке у Пушкинской библиотеки отметили День семьи, любви и верности, приуроченный к православному дню памяти святых Петра и Февронии.
![](/www/pics/calendar.png)
![](/www/pics/glaz.png)
Волонтеры Русской Православной Церкви начали восстанавливать частные дома пожилых жителей Донецка, Горловки и Лисичанска
В Донецк, Волноваху, Горловку, Лисичанск, Харцызск, Докучаевск начали выезжать группы добровольцев-ремонтников Синодального отдела по церковной ...